Жан Эффель
(Франсуа Лежён)
нравится
мне с тех юных лет,
когда я так
же иронично посмеивался над религией,
как и он.
Сегодня в
моих словах доминирует сарказм,
но это
нисколько не изменило моего отношения
к Жану Эффелю, потому что,
–
хоть и
разными способами, –
но мы
решаем одну и ту же задачу:
СМЕЕМСЯ НАД
БИБЛЕЙСКОЙ ГЛУПОСТЬЮ.
Получите
удовольствие и вы,
общаясь с
прекрасными работами
талантливого
и умного художника.
Кирилл
Туманов.
ОБ АВТОРЕ «СОТВОРЕНИЯ МИРА»
Человек,
сотворивший Бога: Жан Эффель
Если есть в мире Библия для атеиста с картинками, то это «Сотворение мира»
французского карикатуриста Жана Эффеля. «Человек,
сотворивший бога» - так называли его журналисты в своих статьях. А он только
улыбался.
Всегда улыбчивый, гостеприимный, простой, Жан Эффель
никогда не страдал звездной болезнью – его спасал юмор. Тот юмор, который
сделал его известным на весь мир: если попросить знающих людей назвать самых
известных карикатуристов в мире, то прозвучат два имени – Херлуф
Бидструп и Жан Эффель.
Он жил и творил в тяжелое время – на его жизнь пришлись Первая
и Вторая мировые войны и долгая, державшая в напряжении весь мир «холодная
война». Именно об этом рисовал Эффель. Остроумно и
тонко он смеялся над фашистской Германией, над режимом Муссолини, над США и
Антантой, и явно симпатизировал социалистическому движению во Франции и
Советскому Союзу, который был создан и развивался на его глазах. Советский Союз
ответил Эффелю взаимной любовью: его комиксы
издавались толстенными томами, распространявшимися по всей стране по подписке,
они есть в каждой приличной домашней библиотеке. Его книги зачитывались до дыр,
ходили по рукам.
Человек,
который смеется
Жан Эффель – не настоящее имя карикатуриста.
Франсуа Лежён (François Lejeune) родился в Париже 12 февраля 1908, и умер
тоже в Париже 16 октября 1982 года. Эффель – это
всего лишь аббревиатура начальных букв имени и фамилии FL. А его подпись, стилизованная под цветок-маргаритку – посвящение любимой
жене Эффеля Маргарите.
Один из советских журналистов, встречаясь с Эффелем
в Москве, сказал:
- А тебе, Жан, очень повезло, что жену твою зовут Маргаритой - этот цветок
так легко рисовать. А что если бы ее имя было Роза или Лилия?
- Что ты! - смеясь, воскликнул Эффель. - Я только
потому и женился на ней, что она Маргарита! На Лилии или Розе я бы не женился!
Так или иначе, подпись-маргаритка навсегда осталась логотипом художника,
как до конца своих дней он был верен своей жене. Даже когда под конец жизни он
начал слепнуть и уже почти не мог рисовать, она и дочь помогали ему, обводя его
наброски и подписывая их.
Любовь к людям и ко всему живому заметна везде и всюду: буквально на каждом
рисунке, независимо от сюжета, подобно неким геральдическим знакам обязательно
появлялись маргаритки, бабочки, улитки, паучки и птички, словно торжество
настоящей жизни над политикой, социальными проблемами и драмами, всем, что
попадало под острое перо Жана Эффеля.
Известным Эффеля сделала политическая карикатура.
Любимым – лирическая и религиозная. Его ангелочек,
спустившийся в современный мир, наивным непониманием оттеняет всю абсурдность
многих явлений светской жизни, к которым мы уже привыкли. Его картинки из жизни
животных – милая пародия на мещанскую жизнь и современную молодежь. Его дьявол
смеется над бомондом и модой. Неожиданный взгляд на привычные вещи – то, за что
и любят работы Эффеля.
А его «Сотворение мира» - шедевр, который читают и
дети, и взрослые, и каждый видит там свое: дети – веселые рассказы, взрослые –
социальную карикатуру. Излагая Бытие языком «смешных картинок», Эффель
делает библейское сотворение мира очень современным и
актуальным.
«Его Бог- энтузиаст покорил во Франции и остальном мире всех - верующих и
атеистов, - пишет в своей статье «Человек, сотворивший бога», Лоллий Замойский - известный журналист-международник,
лично встречавшийся с Эффелем. - Франция, как
известно, страна традиционного богоборчества. «Энциклопедисты» готовили
революцию, нацелив стрелы своих обличений против церкви, а внутрирелигиозные
разборки привели к ужасам Варфоломеевской ночи, и резне
гугенотов. Обращение к религиозной теме, да еще в шутливой, сатирической форме,
могло породить поэтому здесь и противников. Эффель и не думал отказываться от своих взглядов. Изготовив
для Адама сердце, Господь говорит у него: «Поместим его слева, поскольку оно
красное». А потом гордо несет на плече первочеловека, объявив: «Получайте свое
человечество».
Впрочем, церковь не была в обиде на юмор Эффеля.
Один из священников на вопрос, не скандально ли такое отношение к Богу,
ответил: «Да что вы, пусть хоть в таком виде люди приобщаются к идее Творения.
А потом, Бог у Эффеля такой милый и добрый...»
Некоторые детали
Эффель (Effel) Жан (настоящее
имя и фамилия Франсуа Лежён (Lejeune)) (р. 12.2. 1908, Париж), французский график-карикатурист. Постоянный
сотрудник газет и журналов "Юманните" (с
1936), "Юманите диманш"
и др. Автор политических карикатур, в целом составляющих своеобразную
сатирическую летопись Третьей республики, альбомов, с
добродушным, народным по духу юмором, интерпретирующих библейские легенды
("Сотворение мира", 1951-54, "Сотворение человека",
1951-53; в русском издании — "Сотворение мира и человека" (М., 1959)
и др.). Рисунки Эффеля выполнены пером (иногда с
подцветкой) или фломастером в ясной линеарной манере.
По рисункам Эффеля из цикла "Сотворение
мира" созданы одноименные мультипликационный фильм (1956, ЧССР, режиссер Э. Гофман) и балет (1971, СССР, композитор
А. П. Петров). Эффель - почетный член АХ СССР (1973).
Награжден медалью Мира (1953), орденом Дружбы народов
(1978). Международная Ленинская премия "За укрепление мира между
народами" (1968).
Крупнейшее произведение - сборник «Сотворение мира» на темы Ветхого завета,
по мотивам которого Исидор Шток написал пьесу «Божественная комедия», а в
кукольном театре Образцова в Москве поставлена пьеса. Лауреат Международной Ленинской премии мира
(1968).
(Источник: «Дорогая редакция»).