Жан Эффель

(Франсуа Лежён)

нравится мне с тех юных лет,

когда я так же иронично посмеивался над религией,

как и он.

 

Сегодня в моих словах доминирует сарказм,

но это нисколько не изменило моего отношения

к Жану Эффелю, потому что, 

хоть и разными способами, –

но мы решаем одну и ту же задачу:

СМЕЕМСЯ НАД БИБЛЕЙСКОЙ ГЛУПОСТЬЮ.

 

Получите удовольствие и вы,

общаясь с прекрасными работами

талантливого и умного художника.

 

Кирилл Туманов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБ АВТОРЕ «СОТВОРЕНИЯ МИРА»

 

 

Человек, сотворивший Бога: Жан Эффель

 

Если есть в мире Библия для атеиста с картинками, то это «Сотворение мира» французского карикатуриста Жана Эффеля. «Человек, сотворивший бога» - так называли его журналисты в своих статьях. А он только улыбался.

 

Всегда улыбчивый, гостеприимный, простой, Жан Эффель никогда не страдал звездной болезнью – его спасал юмор. Тот юмор, который сделал его известным на весь мир: если попросить знающих людей назвать самых известных карикатуристов в мире, то прозвучат два имени – Херлуф Бидструп и Жан Эффель.

 

Он жил и творил в тяжелое время – на его жизнь пришлись Первая и Вторая мировые войны и долгая, державшая в напряжении весь мир «холодная война». Именно об этом рисовал Эффель. Остроумно и тонко он смеялся над фашистской Германией, над режимом Муссолини, над США и Антантой, и явно симпатизировал социалистическому движению во Франции и Советскому Союзу, который был создан и развивался на его глазах. Советский Союз ответил Эффелю взаимной любовью: его комиксы издавались толстенными томами, распространявшимися по всей стране по подписке, они есть в каждой приличной домашней библиотеке. Его книги зачитывались до дыр, ходили по рукам.

 

 

Человек, который смеется

 

Жан Эффель – не настоящее имя карикатуриста. Франсуа Лежён (François Lejeune) родился в Париже 12 февраля 1908, и умер тоже в Париже 16 октября 1982 года. Эффель – это всего лишь аббревиатура начальных букв имени и фамилии FL. А его подпись, стилизованная под цветок-маргаритку – посвящение любимой жене Эффеля Маргарите.

 

Один из советских журналистов, встречаясь с Эффелем в Москве, сказал:

- А тебе, Жан, очень повезло, что жену твою зовут Маргаритой - этот цветок так легко рисовать. А что если бы ее имя было Роза или Лилия?

- Что ты! - смеясь, воскликнул Эффель. - Я только потому и женился на ней, что она Маргарита! На Лилии или Розе я бы не женился!

Так или иначе, подпись-маргаритка навсегда осталась логотипом художника, как до конца своих дней он был верен своей жене. Даже когда под конец жизни он начал слепнуть и уже почти не мог рисовать, она и дочь помогали ему, обводя его наброски и подписывая их.

 

Любовь к людям и ко всему живому заметна везде и всюду: буквально на каждом рисунке, независимо от сюжета, подобно неким геральдическим знакам обязательно появлялись маргаритки, бабочки, улитки, паучки и птички, словно торжество настоящей жизни над политикой, социальными проблемами и драмами, всем, что попадало под острое перо Жана Эффеля.

 

Известным Эффеля сделала политическая карикатура. Любимым – лирическая и религиозная. Его ангелочек, спустившийся в современный мир, наивным непониманием оттеняет всю абсурдность многих явлений светской жизни, к которым мы уже привыкли. Его картинки из жизни животных – милая пародия на мещанскую жизнь и современную молодежь. Его дьявол смеется над бомондом и модой. Неожиданный взгляд на привычные вещи – то, за что и любят работы Эффеля.

 

А его «Сотворение мира» - шедевр, который читают и дети, и взрослые, и каждый видит там свое: дети – веселые рассказы, взрослые – социальную карикатуру. Излагая Бытие языком «смешных картинок», Эффель делает библейское сотворение мира очень современным и актуальным.

 

«Его Бог- энтузиаст покорил во Франции и остальном мире всех - верующих и атеистов, - пишет в своей статье «Человек, сотворивший бога», Лоллий Замойский - известный журналист-международник, лично встречавшийся с Эффелем. - Франция, как известно, страна традиционного богоборчества. «Энциклопедисты» готовили революцию, нацелив стрелы своих обличений против церкви, а внутрирелигиозные разборки привели к ужасам Варфоломеевской ночи, и резне гугенотов. Обращение к религиозной теме, да еще в шутливой, сатирической форме, могло породить поэтому здесь и противников. Эффель и не думал отказываться от своих взглядов. Изготовив для Адама сердце, Господь говорит у него: «Поместим его слева, поскольку оно красное». А потом гордо несет на плече первочеловека, объявив: «Получайте свое человечество».

 

Впрочем, церковь не была в обиде на юмор Эффеля. Один из священников на вопрос, не скандально ли такое отношение к Богу, ответил: «Да что вы, пусть хоть в таком виде люди приобщаются к идее Творения. А потом, Бог у Эффеля такой милый и добрый...»

 

 

 

Некоторые детали

 

Эффель (Effel) Жан (настоящее имя и фамилия Франсуа Лежён (Lejeune)) (р. 12.2. 1908, Париж), французский график-карикатурист. Постоянный сотрудник газет и журналов "Юманните" (с 1936), "Юманите диманш" и др. Автор политических карикатур, в целом составляющих своеобразную сатирическую летопись Третьей республики, альбомов, с добродушным, народным по духу юмором, интерпретирующих библейские легенды ("Сотворение мира", 1951-54, "Сотворение человека", 1951-53; в русском издании — "Сотворение мира и человека" (М., 1959) и др.). Рисунки Эффеля выполнены пером (иногда с подцветкой) или фломастером в ясной линеарной манере.

 

По рисункам Эффеля из цикла "Сотворение мира" созданы одноименные мультипликационный фильм (1956, ЧССР, режиссер Э. Гофман) и балет (1971, СССР, композитор А. П. Петров). Эффель - почетный член АХ СССР (1973). Награжден медалью Мира (1953), орденом Дружбы народов (1978). Международная Ленинская премия "За укрепление мира между народами" (1968).

 

Крупнейшее произведение - сборник «Сотворение мира» на темы Ветхого завета, по мотивам которого Исидор Шток написал пьесу «Божественная комедия», а в кукольном театре Образцова в Москве поставлена пьеса. Лауреат Международной Ленинской премии мира (1968).

 

(Источник: «Дорогая редакция»).

 

 

 

 

Hosted by uCoz